Николай Гоголь прибыл в Петербург зимой в девятнадцать лет, полный мечтаний о славе. Вместо триумфа его ждали холодные улицы, нищенская зарплата чиновника и бюрократический абсурд. Именно здесь, в лабиринте тесных квартир и туманных проспектов, родились петербургские повести, где обыденность перетекает в безумие.
«Нос»: абсурд как зеркало общества
Утро 25 марта: цирюльник Иван Яковлевич находит в хлебе нос коллежского асессора Ковалева. Нос сбегает, разгуливает по Невскому в мундире статского советника, молится в Казанском соборе и пытается уехать за границу. Ковалев в панике — без носа он никто. Повесть, опубликованная в 1836 году в «Современнике», высмеивает социальную иерархию: в искусственном городе на болотах люди теряют части себя в погоне за чином.
«Записки сумасшедшего»: бунт против рутины
Дневник титулярного советника Поприщина: унижения на службе, безответная любовь, а затем — галлюцинации. Он слышит разговоры собак, провозглашает себя королем Испании и попадает в сумасшедший дом. Безумие здесь — протест против петербургской безысходности, где бедняки сходят с ума от нищеты.
Другие грани безумия
В «Портрете» художник Чартков продает талант за деньги от проклятого портрета и сходит с ума от зависти. В «Невском проспекте» иллюзия любви толкает Пискарева на самоубийство. Петербург — обманщик: за блеском фасадов скрывается отчаяние.
Гоголь и его демоны
Сам писатель пережил в Петербурге кризисы: провалы в карьере, депрессию, страх быть похороненным заживо. Город усилил его меланхолию, но дал материал для шедевров. Сегодня эхо гоголевских историй звучит в тумане над Невой: не потеряйте свой «нос» — то есть себя.
Хотите узнать еще больше интересного о литературе Петербурга? Тогда записывайтесь на экскурсию.
«Нос»: абсурд как зеркало общества
Утро 25 марта: цирюльник Иван Яковлевич находит в хлебе нос коллежского асессора Ковалева. Нос сбегает, разгуливает по Невскому в мундире статского советника, молится в Казанском соборе и пытается уехать за границу. Ковалев в панике — без носа он никто. Повесть, опубликованная в 1836 году в «Современнике», высмеивает социальную иерархию: в искусственном городе на болотах люди теряют части себя в погоне за чином.
«Записки сумасшедшего»: бунт против рутины
Дневник титулярного советника Поприщина: унижения на службе, безответная любовь, а затем — галлюцинации. Он слышит разговоры собак, провозглашает себя королем Испании и попадает в сумасшедший дом. Безумие здесь — протест против петербургской безысходности, где бедняки сходят с ума от нищеты.
Другие грани безумия
В «Портрете» художник Чартков продает талант за деньги от проклятого портрета и сходит с ума от зависти. В «Невском проспекте» иллюзия любви толкает Пискарева на самоубийство. Петербург — обманщик: за блеском фасадов скрывается отчаяние.
Гоголь и его демоны
Сам писатель пережил в Петербурге кризисы: провалы в карьере, депрессию, страх быть похороненным заживо. Город усилил его меланхолию, но дал материал для шедевров. Сегодня эхо гоголевских историй звучит в тумане над Невой: не потеряйте свой «нос» — то есть себя.
Хотите узнать еще больше интересного о литературе Петербурга? Тогда записывайтесь на экскурсию.